Устройство и принцип работы бензопил
- Конструктивные особенности бензиновой пилы
- Двигатель – сердце бензопилы
- Система зажигания бензопилы
- Муфта сцепления
- Карбюраторный узел бензопилы
- Топливная система бензиновой пилы
- Система воздухоочистки
- Устройство и функции ручного стартера
- Смазывающий механизм и его устройство
- Тормозная система бензопилы
- Конструкция механизма натяжения цепи
- Заключение
Бензопила – мощное, производительное устройство, которое применяется при заготовке леса, возведении деревянных зданий, работе со строительными материалами, очистке территорий от зарослей и пр. Инструмент надёжный и долговечный, предназначен для эксплуатации в домашних условиях, а также для профессионального применения. Устройство пилы довольно простое. Работоспособность обеспечивает двигатель. Как правило, производители комплектуют свои модели 2-тактными одноцилиндровыми силовыми агрегатами. Чтобы обеспечить инструменту должный уход и грамотное техническое обслуживание, следует ознакомиться с механизмом его работы, конструктивными особенностями, строением основных узлов и комплектующих.
Конструктивные особенности бензиновой пилы
Бензиновые пилы используются не только для заготовки дров. Сфера их применения более широкая. Модели любительского класса применяют при работе с различными деревянными изделиями, для распила бревен. А вот профессиональные, высокопроизводительные агрегаты, рассчитанные на интенсивную эксплуатацию, используются в лесозаготовочной промышленности, на строительных площадках. На рынке представлены устройства с разными техническими характеристиками. Однако все инструменты имеют похожую конструкцию. Бензиновая пила состоит из таких элементов:
- задняя рукоятка, на которой расположен курок газа;
- топливный бак;
- механизм зажигания;
- стартер, соединённый с коленвалом;
- масляный бак;
- главная ручка, находится на передней части корпуса;
- цепной тормоз;
- шина с цепью.
Это основные рабочие механизмы бензинового инструмента. Перед тем как приступать к работе, ознакомьтесь подробно с функциональным назначением и строением каждого.
Двигатель – сердце бензопилы
Силовой агрегат обеспечивает бензиновой пиле работоспособность. К нему присоединяются другие узлы и механизмы. Практически все модели бензопил комплектуются двухтактными силовыми агрегатами с разными показателями мощности. Состоят они из таких частей:
- цилиндр – корпус с ребристой поверхностью, который отвечает за отвод тепловой энергии и перемещение поршня;
- поршень – осуществляет движения вверх-вниз, за счёт чего перемещается коленчатый вал;
- шатун – элемент, соединяющий коленчатый вал с поршнем;
- коленчатый вал – отвечает за образование вращательной энергии.
По цилиндру передвигается топливно-воздущная смесь, а также выхлопные газы, которые образовываются в процессе сгорания топлива. Работает силовой агрегат на бензиново-масляной смеси. Масло необходимо для смазки элементов, которые подвергаются трению.
Силовой агрегат соединен с такими механизмами:
- маховик;
- муфта;
- модуль зажигания;
- свеча;
- глушитель;
- карбюраторный узел.
Мощность двигателя определяет производительность бензиновой пилы и сферу её применения. А зависит данный показатель и объёма топливной камеры.
Система зажигания бензопилы
Ещё несколько лет назад производители оснащали свои инструменты системами зажигания контактного типа. Сегодня же это решение применяется крайне редко, его полностью заменили бесконтактные механизмы. Электронное зажигание более практичное и удобное в использовании. Не требуется постоянно чистить контакты. Система зажигания обеспечивает подачу искры, отвечает за пуск мотора. Состоит эта система из таких частей:
- магнето;
- свечи;
- электронный блок;
- электрическая проводка;
- кнопки включения и отключения двигателя.
Магнето представляет собой компактный электрический генератор переменного тока. Оборудование отвечает за подачу напряжения на свечу. В его конструкции выделяют маховик, катушку и магнит.
Принцип работы системы:
- Маховик осуществляет вращательные действия, в ходе чего происходит индукция электродвижущей силы.
- В цепи возникает ток, который преобразуется блоком в электросигналы.
- Сигналы поступают на свечу, между контактами которой возникает искра, а это приводит к возгоранию бензиново-масляной смеси в ДВС.
Важная составляющая часть системы – свеча, которая состоит из изолятора, металлического корпуса и электродов. По состоянию этого элемента можно диагностировать различные неисправности в механизме зажигания.
Муфта сцепления
Муфта сцепления отвечает за передачу вращательного момента от коленчатого вала цепной гарнитуре. Современные модели оснащаются фрикционными муфтами, которые работают автоматически без применения каких-то управляющих рычагов.
Работа мотора сопровождается вращением коленного вала. В случае отсутствия муфты цепь двигалась бы постоянно. Почему это плохо?
- Осложняется запуск двигателя.
- Оказывается дополнительная нагрузка на силовой агрегат.
- Увеличивается расход бензиново-масляной смеси.
- Снижается безопасность эксплуатации бензопилы.
Муфта – это своеобразный предохранитель, который защищает двигатель от перегрузок. Конструкция этого элемента довольно проста. Фрикционная муфта состоит из:
- барабана;
- разновесов или накладок;
- пружин.
После запуска двигатель работает на холостом ходу. Частота оборотов составляет 2700 в секунду. Цепь остаётся в статическом положении. Чтобы она начала двигаться, нужна центробежная сила, которую мотор развивает, когда набирает обороты. После нажатия на рычаг газа коленчатый вал начинает вращаться с большей скоростью, за стенки барабана зацепляются разновесы или фрикционные накладки, что и приводит цепь в движение.
Строение муфты предельно простое. Если этот элемент вышел из строя, его можно заменить. Поломки чаще всего связаны с повреждением пружины вследствие заклинивания цепи в дереве. Вся нагрузка приходится на муфту, а вот двигатель остаётся невредимым.
Карбюраторный узел бензопилы
Одним из самых важных комплектующих любой бензиновой пилы является карбюратор. Состоит он из таких частей:
- корпус, выполненный из легкого и прочного алюминия;
- жиклеры для регулировки подачи топлива;
- диффузор;
- распылитель
- камера.
Внутри корпуса расположена заслонка, отвечающая за регулировку подачи воздуха. Также здесь установлены два винта, штуцер, диффузор и импульсный канал. Чтобы обеспечить бензопиле правильное обслуживание и при необходимости провести мелкий ремонт, ознакомьтесь с принципом работа карбюраторного узла.
- После запуска силового агрегата воздушная заслонка открывается.
- Вследствие передвижения поршня образуется разжижение в поплавковой камере и инерционном канале.
- Всасывание воздуха происходит через диффузор.
- Бензиново-масляная смесь через штуцер поставляется в поплавковую камеру.
- В диффузоре бензиново-масляная смесь соединяется с воздухом, после чего поступает во впускной канал, затем в камеру сгорания.
При помощи заслонки можно регулировать количество поступающего в прибор воздуха, а также настраивать обороты силового агрегата. Над карбюратором установлен фильтр. Он необходим для очищения воздушных масс, поступающих извне.
Топливная система бензиновой пилы
Топливная система обеспечивает подачу топливной смеси в двигатель. Состоит она из бака, фильтрующего элемента, шланга и крышки с сапуном. Каждый из этих элементов выполняет важные функции в обеспечении работоспособности бензопилы. От объёма бензобака зависит мощность силового агрегата. Максимальный показатель – 0,5 л. Дело в том, что чем ёмче этот бак, тем тяжелее устройство. Полной заправки хватает, как правило, для работы в течение 50 минут. Время непрерывной работы зависит не только от вместительности бензобака, но также от условий эксплуатации, нагрузок, диаметра распиливаемых бревен.
Не все владельцы бензиновых инструментов знают, что такое сапун и для чего он нужен. Эта деталь отвечает за уравновешивание давления и создания вакуума в топливном баке. По сути, это клапан, способный пропускать воздух только в одном направлении. Он располагается в самом баке или на его крышке. Загрязнение данного элемента приводит к невозможности запустить двигатель. Проблему можно решить, прочистив отверстие сапуна.
Чтобы ускорить процесс запуска бензинового инструмента, производители оснащают пилы праймерами или подсосами. Эти элементы позволяют закачать топливо в карбюратор, вследствие чего мотор запускается гораздо быстрее и проще. Если подсоса нет, придется дёргать ручку стартера до тех пор, пока нужное количество топливной смеси не поступит в карбюраторный узел.
Система воздухоочистки
Двигатель работает на топливно-воздушной смеси. Производительность инструмента зависит не только от качества бензина, но и от чистоты воздуха. Наличие в нём посторонних примесей и загрязнений вскоре приводит к нарушению нормального функционирования силового агрегата. Но производители позаботились об установке системы очистки воздуха. Она представлена такими элементами:
- сетчатый фильтр для предварительной очистки и удаления грубых частиц;
- фильтр, отвечающий за задержку снега, если инструмент эксплуатируется в зимнее время;
- поролоновые или капроновые фильтры для тонкой очистки.
Нужно постоянно контролировать степень загрязнения фильтров. Если они слишком забитые, это приводит к тому, что объём поступающего в карбюратор воздуха уменьшается. Засорение фильтрующих элементов сказывается на мощности и производительности инструмента. Фильтры нужно регулярно чистить, продувать, промывать, при необходимости менять.
Устройство и функции ручного стартера
Запуск двигателя бензиновой пилы осуществляется вследствие прокручивания коленчатого вала. Этот процесс выполняется вручную. За запуск отвечает отдельный механизм – ручной стартер. Конструктивные особенности элемента:
- барабан отвечает за соединение с коленвалом;
- намотанный на барабан трос;
- возвратная пружина;
- рукоятка, прикрепленная к концу троса;
- корпус.
Принцип работы этого элемента несложный. Зубчики барабана сцепляются с зубчиками, расположенными на валу мотора при резком вытягивании троса. Чтобы запустить инструмент, нужно сначала подкачать топливо, закрыть заслонку и включить зажигание. После следует резко дернуть ручку стартера. Мотор должен запуститься.
Смазывающий механизм и его устройство
Основные рабочие органы бензиновой пилы (шина и цепь) изготавливаются из металлических сплавов. Цепь в процессе работы вращается с большой скорости, а это приводит к образованию силы трения, перегреву материала, из которого выполнена пильная гарнитура. Как результат, металл становится хрупким, быстрее изнашивается и вскоре теряет работоспособность. Для замедления износа и увеличения рабочего ресурса пильной гарнитуры в конструкции бензопилы предусмотрен специальный механизм, отвечающий за смазку цепи.
За смазывание рабочих органов в бензиновой пиле отвечает масляный насос, который функционирует в автоматическом режиме. При запуске двигателя осуществляется подача смазки на цепь. Количество поступающего масла зависит от скорости вращения.
Масляный насос состоит из таких частей:
- пластиковый или алюминиевый корпус;
- пружнер, выполненный в форме цилиндра, отвечает за перекачивание смазочного материала;
- каналы, по которым поступает масло.
Схема работы смазочного механизма несложная. При движении плужнера осуществляется подача масла на шину и цепь через подающий канал. Для настройки количества подаваемой смазки в конструкции некоторых моделей предусмотрен специальный винт. Если масляный насос вышел из строя или работает неправильно, продолжать эксплуатацию бензинового инструмента нельзя. Не имея опыт, не вмешивайтесь в конструкцию бензинового инструмента. Чтобы восстановить полноценную функциональность бензопилы, занесите её в специализированный центр, где специалисты проведут профессиональный ремонт.
Тормозная система бензопилы
Цепной тормоз – это предохранитель, который мгновенно останавливает цепь без остановки мотора. Производители оснащают свои модели тормозными системами инерционного или контактного типа. Работа тормоза связана с фрикционной муфтой.
- Контактный. Активизируется при нажатии рукоятки. При её смещении затягивается зажимная лента, что приводит к разъединению барабана муфты и вала мотора.
- Инерционный. Работает по такой же схеме, только активизируется без дополнительного нажимания, при обратном ударе.
Инерционный тормоз срабатывает практически мгновенно, обеспечивая высокую степень безопасности в процессе работы. Но он подвержен поломкам, часто выходит из строя. А контактный хоть и требует нажимания на рукоятку, зато он характеризуется высокой устойчивостью к поломкам, имеет большой рабочий ресурс.
Конструкция механизма натяжения цепи
В процессе распиливания бревен цепь бензинового инструмента должна иметь достаточную степень натяжения. За регулировку данного показателя отвечает специальный механизм, состоящий из регулировочного винта и штифта. Ослабить или натянуть винт можно при помощи гаечного ключа или отвертки. Штифт передвигается по пазу, который есть в конструкции бензопилы. Вместе с его перемещением происходит регулировка натяжения цепи. Регулировочный винт может находиться в разных частях инструмента. Натягивать цепь следует каждый раз перед началом работы. Ослабленная цепь влияет не только на производительность инструмента, но и на безопасность эксплуатации бензопилы. Слишком сильное натяжение – это тоже нехорошо, так как осуществляется дополнительная нагрузка на двигатель, а сама цепь может разорваться в процессе работы и нанести оператору травму.
Заключение
Практически все бензиновые пилы, представленные на рынке, работают по схожей схеме. Стартер запускает двигатель. Мотор приводит во вращение цепь, которая отвечает за распил древесины. Работоспособность и функциональные возможности инструмента зависят от характеристик и состояния его основных узлов и механизмов. Также на работу влияет качество используемых расходных материалов, степень фильтрации воздуха.
Если вы рассчитываете на продуктивную, продолжительную эксплуатацию бензопилы, обеспечьте ей правильное техническое обслуживание и должный уход. Своевременно устраняйте мелкие поломки, чтобы предупредить выход из строя важных комплектующих элементов устройства. Соблюдайте рекомендации производителя, указанные в инструкции.