Покосить траву на участке, подровнять газон, очистить территорию от зарослей или заготовить сено – с этими и не только операциями отлично справляются триммеры. Моторизованный аналог обычной ручной косы снижает временные затраты на выполнение подобных задач, экономит ваши усилия. Работать с инструментом легко и просто. Он производительный, мощный, надёжный, имеет большой рабочий ресурс.
Все триммеры, представленные на рынке, разделяются на две большие категории: бензиновые и электрические. И те, и другие, имеют свои преимущества и недостатки, сферу применения, особенности функционирования. Рассмотрим, из каких частей состоят инструменты, по какой схеме работают.
Схема устройства электрического триммера
Электротриммеры от разных производителей имеют приблизительно одинаковую конструкцию, работают по одному и тому же алгоритму. Для чего нужно знать устройство электрического триммера? Чтобы обеспечить инструменту должный уход и обслуживания, а также оперативно устранить несложные поломки в случае их возникновения
Электрический мотор
Мотор приводит в движение другие элементы устройства. По сути, это сердце инструмента. Большинство современных триммеров оснащается силовыми агрегатами постоянного тока с щеточно-коллекторным узлом. Двигатели такого типа характеризуются стабильными механическими свойствами, простотой задания оборотов. На тыльной части электромотора находится крыльчатка. Этот элемент отвечает за отведение горячего воздуха. А ещё в конструкции движков предусмотрено термореле. Оно срабатывает при перегреве, полностью останавливая инструмент. Мотор в конструкции электрокосы может располагаться в одном из двух положений: сверху и снизу. Модели с верхним положением двигателя отличаются такими преимуществами:
- более высокие показатели мощности;
- позволяют работать с влажной травой;
- простой контроль расхода топлива.
Если двигатель расположен внизу, работать с инструментом проще. Такие агрегаты более компактные и маневренные. Но их используют для покоса только сухой травы. Дело в том, что под корпус может попасть влага, что приведет не только к выходу из строя определенных элементов, но даже к поражению оператора током.
Корпус инструмента
Для изготовления корпуса производители используют, как правило, высококачественный, ударопрочный пластик с противоскользящими свойствами. Оболочка состоит из двух частей. Если мотор расположен сверху, в конструкции корпуса предусмотрен отлив для размещения рычагов управления. На ручке находится защитный загиб, предохраняющий оператора от получения травм. Также на корпусе выполнены отверстия для выхода горячего воздуха и сетевого кабеля. Управляющие рычаги и кнопки находятся на корпусе инструмента. К основным элементам управления относят кнопку выключения мотора и рычаг блокировки, который препятствует случайному включению агрегата.
Рукоятка триммера
Рукоятка может быть выполнена в одном их трёх вариантов: D-образная, J-образная и T-образная. Электрокосы с верхним положением мотора оснащаются D-образными ручками. Они удобны и практичны, обеспечивают равномерное распределение нагрузки на позвоночник и руки оператора. T-образная или «велосипедная» рукоятка применяется для оснащения моделей с нижним расположением двигателя. Такое исполнение улучшает балансировку. Маломощные триммеры комплектуются J-образными ручками, напоминающими обычную ручную косу. Весьма удобными в использовании считаются эргономичные рукоятки с противоскользящими накладками.
Верхняя и нижняя штанги
Электрические триммеры комплектуются цельными или сборными штангами. Неразборные считаются более надёжными и долговечными. Разборные складываются, упрощая транспортировку и хранение инструмента. Сборные штанги состоят из двух частей: верхней и нижней. Двигатель вверху:
- Верхняя. Внутри находится передаточный вал.
- Нижняя. На нижнем конце устанавливается редуктор с режущим элементом.
Двигатель внизу:
- Верхняя. Внутри провода и кабели цепей.
- Нижняя. Внутри передаточный вал с выходом на редуктор.
Штанги делятся на прямые и изогнутые. Последние более маневренные, так как без проблем проникают в труднодоступные места. Триммеры с изогнутыми штангами могут использоваться для кошения травы на клумбах, возле скамеек, ограждений и пр.
Редуктор
Этот механизм выполнен в форме конической пары, отвечает за передачу вращательного момента с вала на исполнительный орган. Этот узел нуждается в постоянной смазке, так как здесь находится много подвижных элементов. В конструкции моделей с нижним расположением двигателя редуктор устанавливается на вал мотора, благодаря чему сокращаются потери электроэнергии, упрощается обслуживание инструмента.
Режущий элемент
Катушка с леской применяется для комплектации практически всех электрических триммеров. Это основной режущий элемент инструмента. В конструкции катушки предусмотрено два вывода, через которые выпускаются кончики лески. Вращаясь с высокой скоростью, леска воздействует на траву, быстро и эффективно срезая её. В процессе эксплуатации леска стирается, отрывается или срезается, после чего нужно отмотать с катушки новый отрезок.
Если приходится работать с кустарниками, сорняками или жёсткой растительностью, вместо катушки с леской на электрокосу устанавливают пропеллерный нож. Изготовлен режущий элемент из прочного полимера. Металлические ножи на электрические триммеры устанавливаются крайне редко, разве только на модели с высокими показателями мощности.
Защитный кожух
В конструкции каждого триммера есть защитный кожух. Для его изготовления чаще всего применяют металлический сплав. Основная функция данного элемента – направление полета срезанной растительности. Также кожух обеспечивает ногам оператора защиту от повреждений, повышая, таким образом, безопасность эксплуатации инструмента. Схема устройства электрического триммера несложная. Инструмент эффективно выполняет свои функциональные обязанности, характеризуется высокой устойчивостью к поломкам. Электрокосы не отличаются высокими показателями мощности, но с покосом травы на участке или на даче, облагораживанием территории справляются хорошо. Особого ухода такие агрегаты не требуют, достаточно чистить кожух, своевременно смазывать редуктор, следить за тем, чтобы не повредился сетевой кабель.
Устройство бензинового триммера
Более сложными в плане конструкции считаются бензиновые триммеры. Модели, оснащенные ДВС, работают на топливно-масляной смеси, не привязаны к сети. Их можно брать с собой в поле, работать вдали от поселений. Бензокосы мощные и производительные, косят не только траву, но и кустарники, молодые побеги и деревья. Чтобы обеспечить инструменту правильное обслуживание и должный уход, для начала нужно разобраться с его конструкцией. Каждый бензиновый триммер состоит из трёх основных частей: двигатель, детали привода и система управления. Все они имеют своё предназначение.
Двигатель и элементы его системы
Важная составляющая часть не только триммера, но и любого другого инструмента – мотор. В бензокосах устанавливаются двигатели внутреннего сгорания. Агрегаты этого типа характеризуются такими преимуществами:
- высокая производительность;
- экономный расход топлива;
- неприхотливость в эксплуатации;
- большой рабочий ресурс;
- устойчивость к поломкам.
Современные бензокосилки оснащаются 2-тактными или 4-тактными двигателями. Первые более распространены, и на это есть веские основания. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки тех и других.
Плюсы
|
Минусы
|
2-тактные
|
малый вес и компактные размеры
|
шумят
|
низкая цена
|
выделяют вредные выбросы в атмосферу
|
надёжная сборка
|
|
устойчивость к поломкам
|
|
большой рабочий ресурс
|
|
4-тактные
|
экологичные
|
требовательные к обслуживанию
|
тихие
|
габаритные
|
отдельные ёмкости для масла и бензина
|
тяжёлые
|
|
удорожают инструмент
|
2-тактные двигатели работают на бензиново-масляной смеси. За счёт отсутствия газораспределяющего механизма и автономной системы смазки удалось добиться более компактных габаритов и снизить вес бензинового триммера. Конструкция мотора состоит из таких элементов:
- цилиндр с каналами впуска топлива и выпуска продуктов горения;
- головка со свечей зажигания;
- поршень;
- кривошипно-шатунный механизм;
- коленчатый вал.
Бензиновые триммеры оснащаются двигателями с разными показателями мощности. Силовой агрегат помещен в прочный корпус, выполненный из высококачественного, термоустойчивого пластика.
Топливная система
Подачу топливно-масляной смеси в камеру сгорания обеспечивает топливная система. Предварительно приготовленная рабочая жидкость заливаетя в топливный бак. От ёмкости этого резервуара зависит вес инструмента, а также время работы без дозаправки. Топливо проходит через сетчатый фильтр, в ходе чего из него удаляются различные посторонние примеси. К элементам топливной системы также относят карбюратор, праймер, при помощи которого осуществляется подкачка топлива, магистральные трубки.
Карбюратор
Главная функция этого механизма – насыщение топливно-масляной смеси воздухом. После топливо поступает в камеру сгорания, где собственно и сгорает с высвобождением энергии. Воздух, а точнее кислород, необходим для поддержания процесса горения.
Система пуска
Запуск бензинового триммера осуществляется при помощи стартера. Чтобы завести двигатель, нужно дёрнуть его несколько раз, предварительно закрыв воздушную заслонку и включив сцепление. Если не получается запустить мотор, подкачайте топливо праймером и попробуйте ещё раз.
Система зажигания
В результате её функционирования осуществляется воспламенение бензиново-масляной смеси. Система состоит их таких элементов:
- маховик с магнитами;
- модуль зажигания;
- свечи.
Маховик напоминает крыльчатку. Его вспомогательная опция – охлаждение мотора. За отвод тепловой энергии от двигателя также отвечают пластинчатые ребра, которые размешаются на корпусе головки и цилиндра.
Детали привода
Рассмотрим приводной механизм бензинового триммера. Передача усилия осуществляется от коленчатого вала мотора посредством сцепления к передаточному валу, который в свою очередь заходит в редуктор, выполненный в виде конической пары. Плоскость вращения исполнительного органа изменяется.
Обратите внимание! Передаточный вал, который размещается внутри штанги, может быть цельным или разборным. Триммеры с цельными рамами надёжные, устойчивы к поломкам. Инструменты с разборными штангами более удобны в эксплуатации. Элементы сборного передаточного вала соединяются муфтой.
Редуктор считается тяжело нагруженным узлом, ведь он постоянно передаёт крутящий момент непосредственно на рабочий орган инструмента.
- С одной стороны механизм подвергается нагрузкам со стороны мотора.
- С другой – сопротивлению со стороны режущего элемента.
Чтобы обеспечить нормальную работоспособность данного узла и защитить от поломок, необходимо регулярно его смазывать специальным редукторным маслом. Смазка подаётся в небольшом количестве шприцом через заливное отверстие.
Вал редуктора соединяется с исполнительным органом, который и отвечает за скашивание травы. Это может быть катушка с леской – наиболее распространённым вариант. Для расширения функциональных возможностей триммера производители комплектуют свои модели ножами-пропеллерами или зубчатыми фрезами. Для каждой задачи есть своя насадка. Например, леска отлично справляется с покосом мягкой травы, пропеллер используется для срезания толстых стеблей, жёсткой растительности, а вот зубчатый нож пригоден для работы с кустарниками, побегами и молодыми деревьями.
Система управления
Инструменты с бензиновыми двигателями громоздкие, тяжёлые. Важно, чтобы оператор в процессе эксплуатации не чувствовал усталости, мог работать долго и продуктивно. Производители пытаются разными способами решить эту проблему. Наиболее эффективный способ – применение правильной рукоятки для оснащения триммера. Они бывают трёх типов.
- D-образная – эргономичная, компактная, хорошо распределяет нагрузку на плечи оператора.
- J-образная – по внешнему виду и принципу работы напоминает ручную косу, используется для оснащения маломощных бюджетных моделей.
- T-образная. Ещё одно название рукоятки этого типа – велосипедная. Удобно работать инструментами с такой рукояткой, если двигатель находится в нижней части.
На рукоятке располагается курок газа, который отвечает за регулировку частоты оборотов. Это весьма удобно, ведь в процессе работе регулярно придётся увеличивать и сбавлять мощность. Не рекомендуется работать постоянно на одинаковых оборотах, это приводит к усиленному износу комплектующих элементов триммера, так как на инструмент оказывается серьёзная нагрузка. Ещё один важный механизм управления – кнопка сцепления. Для повышения безопасности эксплуатации инструмента на рукоятке также размещают стопор фиксации кнопки, которая отвечает за подачу топлива.
Рукоятка располагается на штанге. Этот элемент изготавливается, как правило, из металлического сплава. Популярностью пользуются модели с телескопическими штангами, которые обеспечивают возможность регулировки высоты бензинового триммера.
Чтобы равномерно распределить нагрузку, повысить комфорт во время использования инструмента, производители оснащают свои модели ремнями (лёгкие триммеры) и рюкзаками (тяжёлые агрегаты). Перед началом работы оператор надевает инструмент на себя, выполняет балансировку. В таком случае вся нагрузка будет приходиться на корпус тела. Руки отвечают только за то, чтобы задать триммеру нужное направление.
Заключение
Триммер – это инструмент, без которого сложно обойтись на дачном участке, в саду, на огороде, в коммунальном или фермерском хозяйстве. Модельный ряд мотокос очень широкий, поэтому вы без проблем сможете подобрать оптимальное решение для применения в своих целях. Если планируется применение устройства на даче или для покоса мягкого газона, обратите внимание на электрические модели. Для выполнения более сложных операций лучше выбрать производительный бензотриммер. Перед тем как отправляться в магазин, поищите ответ на такой вопрос «Для чего нужен инструмент конкретно вам, какие задачи вы планируете решать с его помощью?». Уже на основании своего ответа определите тип и технические характеристики триммера. Чтобы начать продуктивную эксплуатацию, следует разобраться, как работает устройство, как пользоваться триммером. Ознакомившись с конструктивными особенностями и принципом работы инструмента, вы сможете обеспечить ему должное обслуживание, правильный уход и при необходимости ремонт.